муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11»Аленушка»
Сообщение для семинара по теме:
« Содержание работы
по конструированию и ручному труду
в подготовительной группе».
Подготовила: заведующий МДОУ Томилова Л.А.
П.Кировский
2012г.
Ребёнок — прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь.
Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются
в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать
и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность,
смекалку и творчество.
Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления,
комбинирования, оформления.
При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.
Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатая фантазия и воображение,
активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать;
у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление,
память, а именно это является основой интеллектуального развитие и показателем готовности
ребёнка к школе.
Дети подготовительной к школе группе в значительной степени освоили конструирование
из строительного материала. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа,
как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности
различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными
предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными,
их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно
подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность,
в который будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её выполнения;
способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу,
так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги
и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности
не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала.
Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут
передавать сложные отношения, включая фигуры людей и животных в различных условиях.
Учитывая все выше изложенные особенности детей подготовительной группы, ставятся
следующие задачи по конструированию:
1. Учить видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части,
устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять
соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям,
в которых конструкция будет использоваться.
2. Учить детей на основе анализа сооружений, предметов, самостоятельно
находить отдельные конструктивные решения.
3. Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям.
Поощрять желание, передавать их особенности в конструктивной деятельности.
4. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности,
планировать процесс изготовления предмета, работать в соответствии
с общим замыслом, не мешая друг другу.
В подготовительной группе кроме задач конструирования из строительного материала,
добавляются задачи конструирования из деталей конструкторов.
Конструирование из строительного материала.
1.Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта
в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), определять,
какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать.
Конструирование из деталей конструкторов.
1. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами.
Учить создавать различные модели (здания, самолёты, поезда и т.д.) по рисунку,
по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
Учить собирать конструкции при помощи скобы и киянки.
2. Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами.
Учить создавать различные конструкции (мебель, машины, животных и т.д.)
по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Учить создавать конструкции,
объединённые общей темой.
В подготовительной группе усложняются задачи ручного труда, добавляется
новый раздел: « Работа с тканью».
1. Формировать умение самостоятельно делать игрушки для
сюжетно- ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников
детского сада, малышей; украшения на ёлку.
2. Привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и
самостоятельной деятельности (коробочки, счётный материал и пр.), в
ремонте книг, настольно-печатных игр.
3. Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки
работы, приобретённые на занятиях с природным материалом,
бумагой, картоном.
4. Учить детей пользоваться иглой, выполнять шов «вперёд иголку» и
«через край», пришивать пуговицы.
5. Учить экономно и рационально расходовать материалы.
Работа с бумагой и картоном.
1. Учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в
разных направлениях, использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку
с помощью шаблона, создавать игрушки-забавы.
2. Учить создавать предметы из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их
оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам.
3. Учить детей создавать объёмные игрушки в технике оригами.
4. Формировать умение в качестве образца использовать рисунок.
Работа с природным материалом.
1.Учить создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы,
веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавая общие
композиции.
Работа с тканью.
1.Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку,
шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом
«вперёд иголку».
2. Учить делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры,
наносить контуры с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.