Организация щадящего оздоровительного режима в детских дошкольных учреждениях.
Щадяще-оздоровительный режим назначается детям в период реконвалесценции после острых заболеваний как реабилитационный, в период адаптации. Этот режим обеспечивает ребенку с первого дня пребывания его в дошкольном учреждении постепенный переход на общий режим.
Щадяще-оздоровительный режим должен осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны, это выполнение его элементов в дошкольном учреждении и дома, а с другой – назначение лечебно-оздоровительных мероприятий для полной реабилитации после острого заболевания, проводимых в поликлинике, дошкольном учреждении и дома.
Известно, что нормализация температуры тела и ослабление катаральных и других острых симптомов не являются основными показателями полного клинического и тем более биологического выздоровления. Наблюдения, проведенные за детьми дошкольного возраста после перенесенных заболеваний (ОРЗ, грипп, ангина, пневмония, обострение хронического тонзиллита), выявили отклонения от нормы в функциональном состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, а также в показателях крови, длящиеся в среднем около 3-5 недель после возвращения ребенка в дошкольное учреждение.
Несомненно, что продолжительность этих отклонений зависит от многих причин – тяжести острого заболевания, преморбидного фона, характера лечения, срока выписки, индивидуальных особенностей ребенка и т.д. Однако, учитывая, что сама программа воспитания в детском саду составлена с учетом возрастных особенностей и компенсаторных возможностей растущего организма, то есть в определенной степени является щадящей, можно предложить следующие сроки назначения щадящего режима для детей в период реконвалесценции.
Элементы щадящего режима.
1. Сон.
Увеличить продолжительность дневного сна. Для этого следует укладывать ребенка первым и поднимать последним. Обеспечить спокойную обстановку перед укладыванием, иногда перевести на режим, соответствующий более раннему возрасту.
2. Кормление.
Исключить нелюбимое блюдо; не заставлять съедать целую порцию; компенсировать недоедание дома; по показаниям соблюдать диету; давать фрукты, овощи и натуральные соки дома; кормление детейс повышенной возбудимостью проводить отдельно от всей группы.
3. Организация бодрствования.
Обеспечить частый контакт со взрослыми, дать возможность поиграть с любимой игрушкой, иногда уединиться для любимого занятия (рисование, разглядывание картинок и другое). Во время обязательных занятий увеличить индивидуальное обращение к ребенку, не начинать обучение новому, не допускать переутомления, разрешить отвлечься, освободить от третьего занятия, обеспечить рациональную двигательную активность в группе и на прогулке, следить за появлением симптомов переутомления (учащение дыхания и пульса, повышение потоотделения, появление бледности.
4.Физическое воспитание.
Исключить из физкультурных занятий бег, прыжки, подвижные игры (в это время может наблюдать за товарищами, помогать воспитателю); разрешить заниматься в обычной одежде и обуви; во время гимнастических занятий учить правильно дышать носом, путем подбора соответствующих упражнений; рекомендовать элементы лечебной дыхательной гимнастики родителям; следить за рациональным использованием свежего воздуха (постепенно на 15-20 минут увеличивать время пребывания на воздухе при температуре воздуха от –10° до –15° С) Не отменять занятия утреней гимнастикой.
5. Закаливание.
Обеспечить дневной сон на открытом воздухе, на верандах при температуре от –15° до +30° С. В зимнее, осеннее время года особое внимание следует уделять соответствию одежды ребенка температуре воздуха в помещении и на воздухе; перед сном прочищать нос тампоном, смоченным в теплом подсолнечном или другом масле; при проведении водных процедур повысить температуру воды на 5-7° С по сравнению с той, которая применялась до острого заболевания, или проводить обливание (контрастным методом) только водой высокой температуры (36° С); температура воды для питья должна быть на 5° С выше, чем до болезни; одевать ребенка на прогулку последним, забирать с прогулки первым.
Сроки щадящего режима после некоторых острых болезней и обострений хронических заболеваний для детей, посещающих дошкольные учреждений.
ОРВИ, острый бронхит, бронхит, ангина, обострение хронического тонзиллита Грипп, острый гнойный отит, обострение хронического отита, бронхиальная астма после обострения Острая пневмония, острые детские инфекционные заболевания, в том числе кишечные, протекающие в средне-тяжелой форме, обострение экземы, сотрясение мозга средней тяжести, состояние после полостных операций, состояние после тонзилэктомии Острый нефрит, менингит (любой этиологии)
20-25 дней 25-30 дней 2 месяца (часто до 6 мес.) более 2 месяцев (часто постоянно).
Общие оздоровительные и лечебные мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении и дома в течении всего года.
Дополнительное введение в рацион питания детей в домашних условиях свежих фруктов, ягод и овощей (яблоки, сливы, груши, черная смородина, капуста, зеленый горошек, лук, чеснок, свекла и другие).
Регулярное полоскания рта после еды.
Обязательное включение элементов дыхательной гимнастики в физкультурные занятия (медленное вдыхание воздуха через нос и выдыхание воздуха попеременно правой и левой ноздрей при закрытом рте, протяжное произношение звуков "М", "МУ", "НУ" при закрытом рте и другое).
Для повышения резистентности организма ребенка можно назначать шиповник, прополис, дрожжи, аскорбиновую кислоту, элеутерококк и другое.
По показаниям проводится лечение рахита (витамин Д УФО, препараты кальция), анемии (лактат железа, феррокаль, сок алоэ с железом, абомин, апилак и другое), аллергии (супрастин, тавегил, диазолин), повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (корень валерианы, пустырник, шалфей, мята, зверобой и другие препараты).
Индивидуальный подход при проведении профилактических прививок (обоснованные временные отводы, щадящий метод с десенсибилизирующей терапией за 10 дней до и 10 дней после прививки).
Все вышеуказанные препараты назначаются в соответствующей возрастной дозировке и с учетом индивидуальной переносимости ребенка.
Специальные лечебные мероприятия, которые назначаются как курсы противорецидивной терапии 2 раза в год (осенью и весной).
1.общее облучение кварцем 10-15 сеансов;
2. тубусный кварц на миндалины 5-7 сеансов детям старше 3 лет;
3. пульверизация зева и носа в течении 5-7 дней 1-3 раза в день по 2 мл (настоем цветков ромашки 10,0:200,0; 30% раствором альбуцида; отваром листьев эвкалипта 10,0:200,0; настойкой календулы 1 чайная ложка на стакан воды);
4. смазывание зева раствором Люголя, каланхоэ и другим в течении 7-10 дней 2 раза в день;
5. по показаниям инъекции алоэ и витамина В1 через день в течение месяца, а также значение per os витаминов группы А, В и С в соответствующей возрастной дозировке в течение месяца;
6. общие ванны №20 с настоями трав (ромашка, череда, дубовая кора и т.д.), хвойные ванны или с морской солью в домашних условиях через день.
Целесообразно назначать одновременно по 2-3 из вышеназванных мероприятий.
Мероприятия по реабилитации после перенесенного острого заболевания, которые проводятся дома и в дошкольных учреждениях.
Перечень мероприятий для дошкольного учреждения назначается участковым педиатром и фиксируется в справке после болезни в специальной графе.
После перенесенного острого респираторного заболевания ребенку дома следует при необходимости проводить лечение остаточных явлений и функциональных отклонений в органах дыхания. Можно применять такие средства: ингаляции настоем трав (мать-и-мачеха, эвкалипт, пустырник и другие) проведение курса массажа на область грудной клетки и лечебной дыхательной гимнастики. Часто болеющие дети, имеющие длительный период реконвалесценции, нарушение возбудимости нервной системы нуждаются в назначении специальных средств – фитотерапии (корень валерианы, пустырник, шалфей, мята, зверобой в любом сочетании или весь набор трав)
Эти мероприятия проводят на фоне общего щадящего режима.
Если родители или родственники часто болеющего ребенка страдают хроническими заболеваниями, особенно бронхолегочной системы или уха, горла, носа, имеют кариозные зубы, участковый врач и врач дошкольного учреждения должны проводить целенаправленную санитарно-просветительскую работу в этих семьях, объяснять необходимость санации имеющихся у них хронических очагов.
По окончании года наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья следует подвести итоги оздоровления, то есть определить его эффективность. Об эффективности оздоровления судят по снижению кратности острых заболеваний до 3 раз и менее в году; уменьшению длительности течения каждого последующего острого заболевания; уменьшению числа осложнений; улучшению общего состояния и самочувствия; по отсутствию жалоб со стороны ребенка, родителей и воспитателей; по стойко продолжительной динамике функциональных показателей (уровень гемоглобина, скорость оседания эритроцитов-СОЭ, общее количество лейкоцитов, характер функциональных проб, сон, аппетит и другое).
Показателями эффективности оздоровления детей являются также сокращение числа дней, пропущенных по болезни одним ребенком, снижение общей заболеваемости на 100 (1000) детей за год наблюдения, а также динамика состояния здоровья детей по группам здоровья.